Невский ССЗ и СЗП: сотрудничество длной в 88 лет
В 2023 году Северо-Западное пароходство отмечает свой 100-летний юбилей (с 2020 г входит в АО "СК "Волжское пароходство"). Тесное сотрудничество между Невским ССЗ и СЗП расширило не только гражданский флот России, но и объединило судьбы людей.
Поистине уникальный альянс с точки зрения политики, социальных связей и прогрессивного подхода в развитии. История сотрудничества длинной в 88 лет.
В 1913 году, когда ни СЗП, ни Невского ССЗ (в современном понимании) еще не существовало, Приказом по Министерству путей сообщения были введены в строй казенные судоремонтные мастерские Шлиссельбурга. Именно мастерские положили начало будущему крупнейшему предприятию города - Невскому судостроительно-судоремонтному заводу, датой рождения которого считается 6 ноября 1913 года.
В январе 1918 года Шлиссельбургские судоремонтные мастерские были переданы в ведение Петроградского округа внутренних водных путей сообщения и шоссейных дорог. Путем всех преобразований и модернизаций в 1923 году округ расширился на столько, что было основано Северо-Западное речное пароходство. Оно объединяло: верфи, технические участки, порты и тд.
К 1938 году мастерские стали судоремонтным заводом, предприятие было одним из крупнейших в Северо-Западном речном пароходстве. В начале Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Великий Устюг, а после освобождения Шлиссельбурга (18 января 1943 года) началось восстановление города и возвращение завода. В 1944 году завод переименован в Невский судостроительно-судоремонтный завод I разряда. Война и тяготы послевоенной разрухи не смогли разорвать узы сотрудничества, только лишь закалив сталь. Завод шаг за шагом вставал с колен, рос и развивался, строя и ремонтируя суда на благо Отечества.
1952 год стал важной вехой в истории Невского завода. Руководство СЗРП приняло решение об организации строительства судов на собственными силами. Коллектив завода приступил к созданию для всей отрасли теплоходов серии «Ленинградец», которые могли ходить под ленинградскими мостами вне зависимости от их разводки. Первое судно заложили в 1953 году и спустили на воду в 1954 году, а всего построили 18 теплоходов этой серии. Также было освоено строительство нефтеналивных судов и барж для перевозки песка. Серийное судостроение стало одним из основных направлений деятельности завода.
Позже завод принялся исполнять заказы по капитальному ремонту судовых двигателей. Вся европейская часть страны обращалась за помощью к специалистам завода. Славились наши корабелы изготовлением уникального оборудования- косяковых тележек и лебедок. Ни один завод не мог делать столь качественное и уникальное оборудование.
В 1973 году началось строительство новой серии судов типа «Невский» проекта Р-32 и буксиров-толкачей проекта Р-153, что значительно изменило процесс доставки минерально-строительных грузов силами пароходства. По сей день первый построенный для строительства сухогрузов эллинг заводчане называют в честь серии- Р-32.
За всю историю сотрудничества с СЗП со стапелей Невского ССЗ сошло более 270 судов: от малых пассажирских до буксиров и судов класса «река-море». Но главным ресурсом есть и были люди, которые росли, развивались и творили историю двух предприятий. Любовь к своему делу- решающий вектор развития во все времена, ведь этому чувству не могут противостоять ни катаклизмы времени, ни сложности. Результаты деятельности наших корабелов высоко оценены современниками и будут восхищать последующие поколения.