НЕВА-ЛИДЕР 2

НЕВА-ЛИДЕР 2
Многоцелевой сухогрузный теплоход проекта RSD49

Судокорпусное производство

Судокорпусное производство
Автоматизированная линия плоских секций

СПАСАТЕЛЬ КАРАЕВ

СПАСАТЕЛЬ КАРАЕВ
Аварийно-спасательное судно проекта MPSV07

Корпусосборочное производство

Корпусосборочное производство

Невский судостроительно-судоремонтный завод
Главная » История верфи

История верфи

Утверждение герба Шлиссельбурга

1730 год

Утверждение герба Шлиссельбурга

Герб составлен товарищем герольдмейстера графом Ф.М.Санти на основании сенатского указа 1724 года.

Утвержден императрицей Анной Иоанновной 3 марта 1730 года, подтвержден сенатским указом от 8 марта 1730 года.

7 мая 1780 года подтвержден императрицей Екатериной II (описание: "В голубом поле крепость; над ней золотой ключ под короной").

7 мая 1857 года переутвержден императором Александром II с некоторой доработкой: введено отделение оконечности серебром, зеленый цвет в оконечности, введено в общем порядке статусное обрамление по реформе Кене.

Ввод в эксплуатацию Староладожского канала

1731 год

Ввод в эксплуатацию Староладожского канала

1731 год – начал действовать канал, прорытый по указанию Петра I (Староладожский канал). По нему проходил водный путь, снабжающий столицу России Санкт-Петербург всем необходимым, а так же вывозилась основная часть товаров на экспорт.

27 марта 1731 г - указом императрицы Анны Иоанновны создана Канцелярия большого Ладожского канала для организации всех работ по обеспечению прохождения судов по каналу им. Петра Великого.

В настоящее время это Невско-Ладожский район водных путей и судоходства.

Староладожский канал

Староладожский канал

Староладожский канал соединяет Волхов и Неву в обход Ладожского озера. Длина канала 117 км.

Создание первых мастерских по ремонту судов

1755-1764 годы

Создание первых мастерских по ремонту судов

Создание первых мастерских по ремонту судов

1755 год – при Канцелярии большого Ладожского канала созданы мастерские для ремонта проходящих по каналу судов.

1764 год – начала работать Шлиссельбургская ситценабивная мануфактура. Она производила высококачественный ситец, именуемый тогда «шелком для простонародья». Изделия фабрики продавались не только в России, но и за рубежом.

Основным занятием населения Шлиссельбурга после открытия канала стала проводка судов, поддержание уровня воды в канале, ремонт судов, шлюзов и других канальных сооружений.

Местоположение Шлиссельбурга у истока Невы считалось стратегически важным с военной точки зрения. Поэтому город являлся военным поселением: основную часть жителей составляли солдаты и офицеры Ладожского батальона, участвовавшего в охране и обслуживании канала, а также гарнизон Шлиссельбургской крепости; мужское население преобладало над женским.

Город стал центром обширной территории Шлиссельбургского уезда. В настоящее время она делится на Кировский, Всеволожский и Тосненский районы Ленинградской области.

Строительство канала им. Императрицы Екатерины II

1800-1806 годы

Строительство канала им. Императрицы Екатерины II

1800-1806 годы - в целях увеличения пропускной способности канала начато строительство нового устья по проекту И.К.Герарда. Оно получило название канала имени Императрицы Екатерины II (Малоневский канал).

Модернизация шлюзов

1820-1842 годы

Модернизация шлюзов

1820-1841 годы – модернизация шлюзов и их облицовка гранитом по проекту инженера П.П.Базена и под руководством полковника Н.И.Богданова.

Начало регулярных рейсов

1842 год - начало регулярных рейсов парохода «Комета» по маршруту Петербург-Шлиссельбург.

Новый обводный канал им. Императора Александра II

1861 год

Новый обводный канал им. Императора Александра II

В 1861-1866 годы прорыт новый обводный канал им. Императора Александра II, по которому могли плавать пароходы (Новоладожский канал). Резко увеличилось количество проходящих мимо Шлиссельбурга судов, которые останавливались в удобных городских гаванях для отдыха и ремонта.

Возникновение замысла знаменитой картины

1869 год

Возникновение замысла знаменитой картины

Существует версия, что на каналах в Шлиссельбурге И.Е.Репин впервые увидел тяжелый труд бурлаков, ускоряющий проводку судов.

Возник замысел знаменитой картины «Бурлаки на Волге». Тогда же был создан ее первый акварельный эскиз.

Картина И.Е.Репина "Бурлаки на Волге"

Строительство новых помещений

1890-е годы

Строительство новых помещений

1890-е годы – строительство новых производственных помещений для Шлиссельбургской ситценабивной мануфактуры.

Ситценабивная мануфактура, переименованная в годы Советской власти в фабрику имени Петра Алексеева, «передала» после Великой Отечественной войны быстро развивающемуся заводу свою территорию и здания, построенные еще в конце XIX века, а так же традиции выпуска продукции самого высокого качества.

Стены толщиной в 3,5 кирпича выдержали бомбежки и артобстрелы времен Великой Отечественной войны, а также испытание временем (стоят более 100 лет). Эти здания являются памятником промышленной архитектуры XIX столетия и до сих пор используются для производственных нужд Невского ССЗ.

Открытие судоремонтных мастерских

1913 год

Открытие судоремонтных мастерских

Открытие судоремонтных мастерских приказом Министерства путей сообщения от 4 ноября 1913 года. Но организационно его существование узаконили 6 ноября, когда вышло «Положение об организации, производстве работ и отчетности казенных ремонтных мастерских для судового и землечерпательного каравана Петербургского округа Министерства путей сообщения». Именно эта дата и считается днем рождения Невского завода. Здесь установили лобовой, токарный, универсальный фрезерный, строгальный, деревообрабатывающий станки, кузнечный молот для чугунного и цветного литья, подъемно-транспортные механизмы – самое совершенное по меркам того времени оборудование.

Главной задачей мастерских стал судоремонт казенных пароходов, землечерпательных и других судов.

Шлиссельбург насчитывал в то время более 7 тысяч жителей и напоминал Петербург в миниатюре своими каналами, многонациональным населением, исповедующим разные религии, широким выходом к водным просторам. Наряду с православными храмами здесь были костел и две синагоги. Центр города украшали каменные дома местного купечества и гостиный двор. Основными занятиями шлиссельбуржцев оставались рыболовство, ремонт и проводка речных судов по каналам и Ладожскому озеру.

Период революционных потрясений

1917-1918 годы

Период революционных потрясений

1917 год – под руководством бывших "политических" узников Шлиссельбургской тюрьмы рабочие пытались построить социализм в отдельно взятом уезде: отказывались подчиняться тем распоряжениям Временного правительства, которые противоречили их интересам. На предприятиях вводили рабочий контроль, изгоняли неугодных представителей заводской администрации. Имения помещиков передавались под управление коллективов батраков.

За эти действия уезд в российской печати журналисты окрестили «Шлиссельбургской республикой».

1917-1918 годы - активное участие рабочих завода в Октябрьском вооруженном восстании и гражданской войне.

После октябрьского переворота 1917 года власть в городе перешла в руки городского Совета, а в годы гражданской войны – городского комитета партии большевиков. Все предприятия города были национализированы.

Национализация мастерских в январе 1918 года.

Тяжелые последствия войны и революции

1920-е годы

Тяжелые последствия войны и революции

Революционные потрясения, гражданская война, продовольственные трудности привели к затяжному кризису на производстве. Рабочие подняли на берег суда и охраняли их от разграбления. Работы ограничивались разборкой речных судов на запчасти и заготовкой дров для отопления и приведение в движение парового двигателя. О масштабах материальных потерь, вызванных войной и революцией, говорит тот факт, что только к 1930 году удалось восстановить довоенный уровень грузоперевозок, а значит, и объем судоремонтных работ.

В Шлиссельбурге осуществляется переход к НЭПу: часть речных судов возвращается прежним владельцам, открываются частные лавочки и увеселительные заведения. Под предлогом борьбы с голодом в Поволжье в 1922 году из церквей города конфискуется 75% ценностей. Так как граница СССР с Финляндией тогда проходила по Ладожскому озеру, город становится пограничным. Въезд в Шлиссельбург ограничивается специальным разрешением органов внутренних дел.

Развитие судоремонтных мастерских

1926-1936 годы

Развитие судоремонтных мастерских

1926 – 1936 годы – развитие судоремонтных мастерских в связи с индустриализацией страны.

1930 год – открытие школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

1934 год - развитие стахановского движения на заводе. Участие рабочих в управлении производством, социалистическом соревновании.

Индустриализация ускорила развитие Шлиссельбурга. Город стал важной частью Волго-Балтийской водной системы, по которой из Ленинграда во внутренние районы страны доставлялась техника для крупных индустриальных новостроек, осуществлялось снабжение второго по величине города СССР, вывозились товары на экспорт.

1936 год – по распоряжению наркомата речного флота мастерские получили более высокий статус судоремонтного завода II разряда. Накануне Великой Отечественной войны по объему производства и численности работников завод достиг уровня предприятия I-го разряда.

Шлиссельбург растет. Численность населения достигла 15 тысяч человек. В городе работают две средние школы, больницы, столовые. Наряду с государственными магазинами открылся рынок, на который доставлялась продукция близлежащих колхозов.

Работа предприятия в годы Великой Отечественной войны

1941-1945 годы

Работа предприятия в годы Великой Отечественной войны

В первый день Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года по цехам завода прошли многочисленные митинги, после которых многие заводчане записались добровольцами в Красную армию и народное ополчение.

В связи с быстрым приближением немцев к Ленинграду по решению Государственного Комитета Обороны (ГКО) завод был эвакуирован в поселок Кузино под Великий Устюг. Здесь на базе судоремонтных мастерских в сжатые сроки установили оборудование. Эвакуированный завод приступил к судоремонту и переоборудованию гражданских судов в военные. Затем начали выпускать в кооперации с судоремонтным заводом «Нацфлот», находящемся в Великом Устюге, минометные мины по заданию Главного артиллерийского управления и полевые кухни по заданию Обозно-хозяйственного управления.

За время войны заводчане выдали фронту около миллиона минометных мин, 800 походных кухонь, отремонтировали более 100 речных судов. За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 170 тружеников предприятия были награждены орденами и медалями.

Весной 1944 года после прорыва блокады Ленинграда заводчане вернулись в родной город, чтобы начать восстановление разрушенного предприятия.

Восстановление производства

1945 – 1950 годы

Восстановление производства

В первые послевоенные годы заводчане все усилия направили на восстановление родного предприятия. Возрождение производственных и служебных помещений завершилось к 1946 году.

Одновременно на Невском заводе шло строительство новых цехов и модернизация судоремонтных сооружений. Построили кормоподъемный кран и к 1950 году завершили строительство слипа, что дало возможность поднимать на берег для ремонта крупнотоннажные суда. В результате, стоимость подъема судна на слип снизилась с 40% от стоимости капитального ремонта до двух процентов.

Заводчане активно участвовали и в модернизации флота: заменяли паросиловые установки судов на дизельные, осуществляли перевод паровых судов с дров на уголь и жидкое топливо, переоборудовали финские лихтеры в самоходные теплоходы.

Шлиссельбург был переименован в 1944 году в Петрокрепость. С 1947 года силами заводчан восстанавливалось жилье: (до этого времени жили в землянках) активно строились многоквартирные дома на улицах Кирова, Затонная и Пролетарская; налаживалась торговля, возобновили работу кинотеатр, транспорт (жители города попадали в Ленинград на пароме через Неву и далее по железной дороге Невская Дубровка – Финляндский вокзал).

Начало собственного судостроения

1952-1970 годы

Начало собственного судостроения

1952 год стал важной вехой в истории Невского завода. Руководство СЗРП приняло решение об организации строительства судов на собственной материально-технической базе. Коллектив завода приступил к созданию для всей отрасли теплоходов серии «Ленинградец», которые могли плавать под ленинградскими мостами вне зависимости от их разводки. Первое судно спустили на воду в 1954 году, а всего построили 18 теплоходов этой серии. Также было освоено строительство нефтеналивных судов и барж для перевозки песка. С 1952 по 2001 год 260 кораблей различного класса и назначения сошло со стапелей НССЗ: от малых пассажирских до буксиров и судов класса «река-море». Серийное судостроение стало одним из основных направлений деятельности завода.

С 1966 года коллектив завода приступил к капитальному ремонту судовых двигателей для всех предприятий европейской части страны. С помощью специалистов научно-исследовательских институтов отрасли шлиссельбуржцы освоили производство рулевых гидравлических машин. А совместно с заводом подъемно-транспортного оборудования начали изготавливать уникальное для СССР слиповое оборудование – косяковые тележки и лебедки.

Наиболее интенсивное развитие предприятия

1970-1980 годы

Наиболее интенсивное развитие предприятия

Наиболее интенсивно НССЗ развивался в 70-е – начале 80-х г.г. прошлого века, в немалой степени благодаря его директору Е.П.Яшину.

По инициативе Е.П.Яшина началась новая реконструкция почти всех цехов предприятия: устанавливались станки с числовым программным управлением (ЧПУ), роботы и первые компьютеры. Завод первым в СССР применил в заготовительном цехе плазменное газорезательное оборудование японского производства, которое работало по заданной программе. Были освоены многие виды продукции машиностроения: рулевые гидравлические машины, выпускаемые для всей отрасли, слиповые лебедки и тележки, станки для судостроительного производства. Накоплен большой опыт в изготовлении судовых устройств и оборудования: гребные валы, баллеры, поворотные насадки, рули, судовые двери, сменно-запасные части для двигателей. Обустроена стапельная площадь для одновременного ремонта 15 крупнотоннажных судов. Появились новые цехи: механосборочный, гильзовый. Строились инженерно-управленческий комплекс и корпусно-сборочный цех, закладывался эллинг.

В 1973 году началось строительство новой серии судов типа «Невский» и буксиров-толкачей проекта Р-153, что значительно изменило процесс доставки минерально-строительных грузов силами пароходства.

Директор НССЗ Е.П.Яшин

Новый этап в развитии предприятия

1990-2000 годы

Новый этап в развитии предприятия

С 2001 года началось строительство сухогрузов смешанного «река-море» плавания типа «Валдай». Эти суда предназначались для перевозки грузов не только по водам России, но и в страны ближнего и дальнего зарубежья. Наметили все машиностроительное оборудование для «Валдая» изготавливать на Невском заводе. Именно в Шлиссельбурге было запланировано организовать базу ремонта судовых двигателей. Благодаря этому предприятие добилось двукратного перевыполнения запланированных объемов производства. Оно стало оказывать услуги не только своему холдингу, но и другим компаниям.

После реконструкции слипа, которая завершилась в мае 2004 года, его грузоподъемность увеличивалась до 3000 тонн, что обеспечило подъем практически всех типов судов класса «река-море». Были достроены два эллинга длиной в 220 и шириной в 42 и 48 метров (помещения для постройки или ремонта судов на берегу). Завершены работы по модернизации спускового устройства открытого стапеля, приведено в рабочее состояние крановое хозяйство. В одном из цехов введена новая линия. Установка на ней немецкого оборудования позволила существенно снизить трудоемкость производства.

Меры по «оздоровлению» предприятия обеспечили его гарантированными заказами по судоремонту не только флота Северо-Запада, но и других судоходных компаний. Завод вернул традиционные заказы на судостроение, судоремонт и машиностроение. В 2007-2008 годах портфель заказов уже составлял 75-80 % от полной загрузки НССЗ.

Три составные части успеха Невского завода

2013 год

Три составные части успеха Невского завода

И сегодня судостроение по-прежнему является приоритетным направлением деятельности предприятия. С 2009 года завод имеет стабильную полную загрузку судостроительными заказами, осуществляя строительство «под ключ» всех типов судов. Производственные мощности завода, модернизированные в соответствии с современными судостроительными технологиями, позволяют строить суда, отвечающие всем международным стандартам. В настоящее время идет строительство по государственному заказу 4-х аварийно-спасательных судов и по коммерческому заказу - 10 сухогрузов типа «река-море».

Другим направлением деятельности заводчан остается судоремонт, который включает в себя переоборудование и модернизацию судов. Сегодня Невский судостроительно-судоремонтный завод, на котором работает больше тысячи человек, уверенно стоит на пути возрождения и развития традиций судостроения, судоремонта и машиностроения.

Основа основ любого трудового коллектива, его плоть и кровь – люди, посвятившие жизнь работе на Невском ССЗ, основавшие и продолжившие знаменитые трудовые династии судостроителей-судоремонтников, принесшие предприятию заслуженные честь и славу. Семьи Махоркиных, Филимоновых, Курочкиных, Гавриловых, Замышляевых, Яшиных и многие другие своей безупречной работой на благо родного завода заслужили почет и уважение всех шлиссельбуржцев.

Сухогрузный теплоход проекта RSD49

Сухогрузный теплоход проекта RSD49

Яндекс.Метрика